Обратная
связь

РЕКОМЕНДАЦИИ АСТАНИНСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФОРУМА – 2017

Мировая экономика продолжает циклическое восстановление. Однако темпы роста мировой экономики восстанавливаются медленно. Целый ряд негативных явлений тормозят поступательное движение мировой экономики. До сих пор не устранены фундаментальные причины тяжелейшего мирового финансового кризиса, разразившегося в 2008 году. Большой уровень неопределенности на мировых финансовых рынках, низкий рост производительности труда и инвестиций, а также институциональные проблемы в развивающихся странах препятствуют полному восстановлению мировой экономики.

При этом, усиливается социальная напряженность, растут миграционные потоки, во многом неуправляемые. Также растет глобальный долг, в 2,3 раза превышающий мировой внутренний валовый продукт (ВВП). Данные факторы служат благоприятной почвой для политического популизма и экономического протекционизма. Загрязнение окружающей среды, которому способствуют дисбалансы в глобальном энергопроизводстве и энергопотреблении, близко к критическому пределу.

Все это происходит на фоне массового распространения инноваций и цифровых технологий, которые создают новые возможности для долгосрочного роста. Четвертая индустриальная революция, развитие искусственного интеллекта и технологии блокчейн способствуют созданию новых индустрий и исчезновению старых, кардинально меняют природу экономического роста.

Астанинский экономический форум 2017 года стал площадкой для активного обсуждения данных вопросов и выработки рекомендаций в рамках следующих трех направлений: устойчивый экономический рост, мировая торговля и инфраструктура, инновации и «зеленая экономика».

Рекомендации по направлению «Устойчивый экономический рост»:

Традиционных источников роста сегодня уже недостаточно для многих стран, что заставляет правительства и международных экспертов искать новые драйверы роста, которые смогут обеспечить долгосрочное устойчивое развитие.

Поэтому устойчивый экономический рост, условия и методы его достижения, особенности его достижения в разных странах, стали ведущей темой более половины мероприятий АЭФ - 2017. По итогам данных мероприятий были выработаны следующие рекомендации:

  1. Необходимо обеспечение макроэкономической устойчивости через сбалансированность государственных финансов и проведение гибкой монетарной политики;
  2. Необходима выработка новых методов расчета показателей, измеряющих богатство стран и благосостояния их граждан. Традиционный показатель ВВП создает ложное представление об экономическом процветании;
  3. Стимулировать распространение передовых практик в сфере экономического развития для разработки новой экономической модели и стратегии устойчивого и «инклюзивного» развития с учетом интересов развивающихся стран;
  4. Для становления новой экономики немаловажным является развитие малого и среднего бизнеса (МСБ), направленного на внедрение инноваций и участие в глобальных процессах. МСБ должны быть главным драйвером повышения конкурентоспособности;
  5. Внедрить международную расчетно-платежную единицу, базирующейся на обеспечении конкретными реальными активами;
  6. Желательно и оправданно создание специального комитета Организации объединённых наций (ООН), направленного на достижение устойчивого роста экономики и улучшения окружающей среды, рассмотреть возможность создания при таком комитете пула центральных банков, деятельность которых будет ориентирована на обеспечение устойчивого роста экономики и улучшение окружающей среды;
  7. Непреложным правилом обеспечения устойчивого экономического роста должна быть ориентация на «зеленую экономику» и «экологическую энергетику»;
  8. Необходимо добиться равноправного и справедливого представительства всех стран при выработке и принятии решений, направленных на достижение устойчивого экономического роста. В значительной мере это может быть обеспечено развитием и целенаправленной трансформацией системы G-GLОBAL.

Рекомендации по направлению «Мировая торговля и инфраструктура»

В рамках данного направления были обсуждены вопросы изменения процессов глобализации, роль программы «Один пояс, один путь» и ее вклад в увеличении региональной и международной торговли. Были обсуждены вопросы координации стран региона и Всемирной торговой организации (ВТО) в создании благоприятной среды для дальнейшего развития международной торговли; вопросы вовлечения всех заинтересованных сторон для формирования системы договоров и соглашений, которые позволят избежать торговые войны и снизить торговые барьеры.

Активные дискуссии с привлечением ведущих международных экспертов и практиков позволило участникам данной секции выделить следующие приоритеты и направления:

Во-первых, по мнению многих международных экспертов, меняются взгляды и подходы к существующей модели глобализации и пересматриваются многие фундаментальные положения нынешней модели глобализации, что ведет к росту неопределенности в глобальном экономическом развитии;

Во-вторых, неопределенность и нестабильность в международных экономических отношениях, а также дисбаланс в мировой торговле ведет к нестабильности мировой финансовой и валютной системы, которая в свою очередь негативно влияет на экономическое развитие и экономические отношения между странами и региональными блоками;

В-третьих, на фоне критики глобализации и нынешней системы международной торговли, нарастает экономический протекционизм. Некоторые страны и региональные блоки призывают пересмотреть существующие международные договорные отношения, определяющие свободное движение товаров, людей и услуг. Для повышения конкурентоспособности цен на свою продукцию и услуги правительства крупнейших государств мира периодически корректируют курсы своих национальных валют. Данные меры ведут к еще большему углублению существующих дисбалансов и негативно сказываются на мировом экономическом росте.

В-четвертых, усиливается неравномерность в экономическом развитии в разных регионах мира, когда появляются не только лидеры экономического развития, но и экономические «аутсайдеры» с низкими темпами экономического роста, особенно в развивающихся и переходных государствах мира.

По итогам данных дискуссий участниками Форума были выработаны следующие рекомендации:

  1. Разработать механизм для формирования новой скоординированной политики экономического развития в рамках формирования нового подхода к процессам глобализации и де-глобализации на основе взаимовыгодных договоров о сотрудничестве и так называемых процессов «локализации» в рамках ВТО;
  2. В целях уменьшения торговых барьеров и протекционизма и повышения эффективности международного разделения труда проработать механизмы и инструменты последовательного правового регулирования реформирования институтов глобализации в рамках ВТО и G-20 с учетом интересов стран G-77 и G-Global;
  3. Необходимо разработать единый подход к изменению мировой финансовой архитектуры и инфраструктуры, включая введение новой мировой валюты - и рассмотреть вопрос введения и более широкого использования криптовалюты, которая будет по-настоящему независима от национальных банков и правительств (будет регулироваться пулом центральных банков при специально созданном комитете ООН или Международного валютного фонда (МВФ)), что сократит риски валютных войн, валютных спекуляций, и поможет снизить волатильность на мировых рынках;
  4. Рассмотреть возможность создания общей инфраструктуры, которая может способствовать снижению трансграничных издержек, росту товарооборота и выравниванию уровня социально-экономического развития регионов;
  5. Учитывая подписанные главами Казахстана, России и Китая планов сопряжения программ «Нурлы Жол», строительства ЕАЭС, «Один пояс и один путь», рекомендуется правительствам стран рассмотреть возможность строительства взаимовыгодного мультимодального транзитного коридора «Порт Ляньюньган – Хоргос и Достык – порт Актау – канал «Евразия» - Азово-Черноморский бассейн» (далее – проект «Шелкового пути через канал «Евразия»), который повысит  долю дешевого водного транспорта в евразийском транзите через территорию Казахстана и России;
  6. Предусмотреть меры по решению проблем субсидирования традиционной энергетики и нарастающего дисбаланса в глобальном энергопотреблении, которые негативно влияют на процессы экономического развития на глобальном и региональном уровнях;
  7. Рассмотреть инновационные подходы для решения вопросов информационной безопасности мировой торговли, в том числе защиту от кибер-атак со стороны криминальных элементов и террористов.

Рекомендации по направлению «Инновации и «зеленая экономика»

Развитие новых драйверов роста неразрывно связанно и во многом основывается на стремительном технологическом обновлении и перевооружении отраслей экономики. Развитые экономики мира, сумевшие вовремя осознать их значимость и адаптировавшиеся к новым, поменявшимся реалиям, наслаждаются плодами Четвертой Индустриальной Революции.

Технология блокчейн, созданная совсем недавно, по прогнозам Аксентчюр (Accenture) будет широко использоваться финансовыми институтами в 2018, а в 2025 будет применяться уже повсеместно. Достижение этих результатов возможно благодаря активному финансированию, которое выросло на 726% за последние 2 года.

Цифровизация также является одним из важных условий роста официальной занятости. Цифровизация приводит к сокращению доли теневой экономики, так как способствует созданию прозрачных бизнес-процессов и ведет к снижению издержек и рисков, в особенности для предпринимателей. В развитых странах, по оценкам экспертов, МСБ, использующие цифровые технологии, растут на 22% быстрее тех, кто не идет в ногу со временем.

Вместе с тем, для обеспечения устойчивого развития «зеленая экономика» должна стать одним из важных инструментов. Это экономика с высоким уровнем качества жизни населения, бережным и рациональным использованием природных ресурсов в интересах нынешнего и будущих поколений.

По итогам панельных сессий по данному направлению были выработаны следующие рекомендации:

  1. Необходимо обеспечить снижение барьеров, сдерживающих развитие цифровых технологий. В первую очередь – это государственное регулирование в таможенной сфере. В настоящее время многие страны уже отменили пошлины на отдельные виды технологий;
  2. Стимулировать передовую практику в сфере устойчивой урбанизации, включая технологии Smart city и проводить работы над их внедрением в городах и населенных пунктах Казахстана и региона Центральной Азии;
  3. Необходимо настойчиво внедрять во всех отраслях экономики новые энергосберегающие технологии, разработки, устанавливать новое инновационное оборудование, позволяющее экономить расходы топлива, повышать КПД. Особое внимание необходимо уделить целенаправленным «зеленым» инвестициям в энергоемкие отрасли;
  4. В целях рационального использования инвестиционных ресурсов, недопущения нежелательного дублирования, необходимо расширить мониторинг исследований, разработок, интенсифицировать обмен достижениями, максимально раскрывая по мере возможности полученные знания, сделать более доступными результаты опытных разработок, конструктивных решений;
  5. В целях повышения эффективности «зеленых» инвестиций создать совместные специализированные «зеленые» фонды под эгидой международных организаций, финансовых институтов;
  6. Разработать всемирную программу «зеленой экономики», которая будет реализовываться с участием международных институтов, таких как МВФ, Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Добиться координации усилий по всем направлениям, включая а) солнечной, б) ветровой, гидроэнергетике и др. видам;
  7. Для координации национальных, отраслевых программ, объединения усилий, создать под эгидой ООН Всемирный совет по зеленой энергетике, а также всемирный портал по зеленой экономике;
  8. Разработать общемировую программу кадрового обеспечения зеленой экономики. Определить базовые научно-исследовательские институты, в которых будет осуществляться координация мировых исследований, реализовываться совместные проекты, с привлечением ученых и специалистов из различных стран по примеру Европейской организации по ядерным исследованиям. На основе выделяемых национальных, международных грантов расширить подготовку специалистов высокой квалификации по зеленой экономике в ведущих университетах мира, увеличить мобильность обучающихся путем расширения студенческого, научного обмена.